Боевое использование Нортроп P-61 Блэк Уидоу

Боевое использование Нортроп P-61 Блэк Уидоу

Впервые Р-61 пошли в бой на Тихоокеанском ТВД. В конце 1943 г. туда были направлены 418-я, 419-я и 421-я ночные ИАЭ, главной задачей которых стало прикрытие баз бомбардировщиков на о. Сайпан. Однако первые боевые вылеты состоялись лишь в июне 1944 г. Помимо Сайпана, эскадрильи Р-61 сражались также на Новой Гвинее и Филиппинах, участвовали в высадке на Иводзиму и Окинаву. Хотя «Блэк Уидоу» и представлял собой специализированный ночной истребитель, его использовали и для других задач — в частности, обеспечения поисково-спасательных операций, а на Филиппинах — и как ночной бомбардировщик. С октября 1944 г. Р-61 действовали в Бирме — здесь, в частности, на них воевала 426-я АЭ.

В Европе первые Р-61 появились в мае 1944 г. 422-я и 425-я ночные ИАЭ, входившие в состав 9-й воздушной армии и дислоцировавшиеся в Великобритании, занимались ночными перехватами крылатых ракет V-1. Догнать такую цель «Блэк Уидоу» мог только в пологом пикировании. После высадки союзников в Нормандии Р-61 стали привлекаться для ночных ударов по железным дорогам и другим объектам. В основном ударные задачи выполняли также 414-я и 415-я АЭ, действовавшие с Сардинии и Корсики.

В общей сложности, в ВВС Армии США на Р-61 летали 14 эскадрилий. С 1948 г. Р-61 получили обозначение F-61, а разведчики F-15A — RF-61C. В том же году началась замена «Блэк Уидоу» новыми ночными истребителями F-82F «Твин Мустанг». Последние F-61 дослужили до 1952 г.

Другим странам «Блэк Уидоу» практически не поставлялся — лишь один Р-61А был передан для испытаний Великобритании, а три таких же самолета получило гоминьдановское правительство Китая.

Источник - airaces.ru