Боевое использование Мартин 139/166

Боевое использование Мартин 139/166

В Авиакорпусе Армии США самолеты В-10 и В-12 были основными средними бомбардировщиками в середине и второй половине 30-х гг., но в 1940 г. они уже были сняты с вооружения боевых частей.

Китайские самолеты «Мартин» 139WC с августа 1937 г. по май 1938 г. участвовали в боевых действиях против японцев.

В Аргентине и Турции «Мартины» 139 в боевых действиях не участвовали, мирно прослужив до смены более современными машинами.

Самолеты ВВС Сиама в 1940-1941 гг. принимали участие в конфликте с Французским Индокитаем. После превращения Сиама в сателлита Японии новые союзники передали 9 бывших голландских «Мартинов» 139WH-1 и WH-2. Эксплуатировались «Мартины» в ВВС Таиланда до 1949 г.

В ВВС Голландской Ост-Индии самолетам «Мартин» 139WH укомплектовали три авиагруппы. К моменту нападения Японии в декабре 1941 г. в строю насчитывалось примерно 80 таких бомбардировщиков, ещё около 20 числилось в школе. Первые боевые вылеты были совершены 17 декабря 1941 г., когда «Мартины» бомбили японское десантное соединение у берегов Борнео. Они добились некоторых успехов (например, 18 декабря потопили эсминец «Синономе»), но помешать высадке не смогли. К концу января 1942 г. все уцелевшие бомбардировщики (около 45 единиц) сосредоточили на о. Ява. Потери быстро росли. На 15 февраля оставалось 20 боеспособных самолетов, на 1 марта — 16 (еще столько же нуждались в ремонте). 7 марта налет японцев уничтожил последние бомбардировщики, подготовленные к эвакуации в Австралию.

Создав в начале 30-х гг. свой самолет «модель 139», фирма «Мартин» задала определенный мировой стандарт для скоростных бомбардировщиков нового поколения, а само название «Мартин-бомбер» стало именем нарицательным — так, например, называли советские СБ ещё со времен войны в Испании. Тем не менее, к началу Второй мировой войны этот самолет был уже устаревшим.

Источник - airaces.ru