Боевое использование Martin B-26 Marauder

Боевое использование Martin B-26 Marauder

Поставки В-26 в части ВВС Армии США начались весной 1941 г. Первыми их получила 22-я бомбардировочная группа, а к моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор в стадии переучивания на «Марудеры» находились ещё две группы — 38-я и 42-я. Освоение новых машин сопровождалось многочисленными авариями и катастрофами — напичканный техническими новинками самолет оказался очень требовательным в пилотаже. В июле 1942 г. даже рассматривался вопрос о снятии В-26 с производства. Но как раз в то время начали поступать положительные отзывы о «Марудере» с театра военных действий, и в конечном итоге производство самолета продолжили.

В феврале 1942 г. 22-ю БГ передислоцировали на Гавайи. Около месяца она занималась патрулированием -после чего отбыла в Австралию. 5 апреля 1942 г. 6 «Мародеров» нанесли удар по Рабаулу — так состоялся боевой дебют нового бомбардировщика. В дальнейшем налеты на цели в районе Новой Гвинеи стали основной работой для 22-й группы. В сентябре 1942 г. 22-я БГ участвовала в сражении за бухту Милн, в январе 1943 г наносила удары по японскому плацдарму Гона-Буна. В ноябре 1942 г. её «Марудеры» совершили несколько налетов на Тимор.

К середине 1942 г. на юг Тихого океана прибыла и 38-я БГ. Её эскадрильи разместили на Новых Гебридах и Фиджи, а большинство боевых вылетов пришлось на разведку и противолодочное патрулирование. Более активно с ноября 1943 г. она действовала на Гуадалканале выполнив до середины февраля 63 групповых налета на береговые и морские цели. В течение 1943 г. на смену В-26 в 5-й ВА пришли Consolidated В-24 «Liberator» и Норт Америкэн Б-25 Митчелл.

4 В-26 (по 2 из 18-й и 69-й АЭ) участвовали в сражении у Мидуэя. Утром 4 июня 1942 г. они предприняли попытку торпедной атаки авианосца «Акаги». И хотя торпеды прошли мимо, именно эта атака убедила адмирала Нагумо в необходимости второго удара по Мидуэю. Последовавшее за этим решение о смене подвешенных на палубные торпедоносцы торпед на бомбы стало первым в цепи событий, приведших к гибели японских авианосцев.

Фото Мартин B-26 Marauder ВВС Великобритании

В начале июня 1942 г. В-26 пошли в бой на севере — у Алеутских островов. Дислоцированные здесь 73-я, 77-я и 406-я АЭ участвовали в попытке отражения японской высадки, а затем — в налетах на оккупированные японцами острова Кыска и Атту. К февралю 1943 г. на смену «Мародерам» пришли В-25.

Довольно значительное количество «Марудеров» действовало в 12-й ВА в Северной Африке и на Средиземном море. В декабре 1942 г. на этот ТВД прибыли 319-я и 17-я БГ, а в апреле 1943 г. — 320-я БГ. Дебют в Северной Африке был массированным — в начале декабря 1942 г. все самолеты 319-й группы восемь дней кряду бомбили позиции итало-германских войск у Суса (Тунис). 3-5 января 1943 г. силами двух групп (около 100 самолетов) совершались налеты на аэродромный комплекс Каируан-Сус. 14 февраля В-26 впервые появились над Италией — 70 самолетов бомбили аэродром Дечимоманну на Сардинии. В дальнейшем вплоть до капитуляции противника в Северной Африке «Марудеры» практически ежедневно бомбили тунисские аэродромы. 9 мая 1943 г. самолеты всех трех групп В-26 приняли участие в массированном налете на порт и склады в Палермо. До 12 июня «Марудеры» систематически наносили удары по объектам на Сицилии, Сардинии и о. Пантеллерия. Только последний островок за 2 месяца было совершено 20 налетов. С 21 июня 1943 г. в рамках подготовки к высадке на Сицилии мощным ударам В-26 подверглись аэродромы Трапани, Гербини, Мило и др.

19 июля 1943 г. «Марудеры» приняли участие в налете на Рим, составив вторую волну насчитывавшего 300 самолетов соединения авиации союзников. В дальнейшем районы целей для В-26 смещались все дальше на север Апеннин. В начале 1944 г. все три группы «Марудеров» перебазировались на Сардинию. Весь последующий год экипажи В-26 вели монотонную боевую работу, совершая систематические налеты на позиции вермахта и другие объекты на севере Италии. С августа 1944 г. 17-я и 320-я БГ, сведенные в 42-е бомбардировочное крыло, поддерживали высадку в южной Франции и последующее наступление союзников в долине Роны. В декабре 1944 г. 319-я группа перевооружилась на В-25, сдав свои «Марудеры» французам. 42-е крыло в январе 1945 г. подчинили армейскому командованию — американской 7-я армии. Вплоть до конца войны главной задачей для его В-26 стала непосредственная поддержка сухопутных войск.

Весной 1943 г. американские «Марудеры» появились на территории Британии. Сюда прибыла 322-я БГ, специализацией которой считались дневные налеты с малых высот на цели в Западной Европе. Первая такая операция состоялась 14 мая, когда 12 В-26 отправились для удара по электростанции Имюиден в Голландии. Итог оказался плачевным — 2 самолета были сбиты, остальные получили повреждения от зенитного огня, а никакого ущерба цели причинить не удалось. Второй налет на ту же цель, предпринятый 17 мая, вообще завершился разгромом — зенитки и истребители сбили все 11 участвовавших в нем «Марудеров». После этого было решено применять В-26 для ударов со средних высот, где их не могли достать малокалиберные зенитки. В боевом применении «Марудеров» наступила пауза, во время которой в Великобританию прибыли ещё три группы с такими самолетами (323-я, 386-я и 387). Всех их свели в 3-е бомбардировочное крыло, располагавшее к июлю 1943 г. почти 300 В-26В/С.

Боевые вылеты В-26 над Западной Европой возобновились 16 июля 1943 г., когда 14 самолетов 323-й БГ разбомбили электроподстанцию у Аббевиля. Все «Марудеры» благополучно вернулись на базу. В августе группы «Марудеров» приняли участие в широкомасштабном воздушном наступлении тактической авиации союзников на железнодорожные узлы и аэродромы на территории Франции. В начале сентября 1943 г. американские ВВС в Англии подверглись реорганизации -тактическую авиацию выделили из 8-й ВА, сведя в новую 9-ю ВА. В неё вошло и 3-е бомбардировочное крыло, насчитывавшее к тому времени 230 «Марудеров». Попытки применять В-26 в качестве ночных бомбардировщиков были признаны неудачными, и с октября 1943 г. они вернулись к дневным налетам. К ноябрю в Англии находилось уже 7 групп «Марудеров», и 3-е крыло пришлось разделить на два — 98-е и 99-е. На рубеже 1943/1944 гг. их самолеты систематически бомбили аэродромы противника на территории Франции, Бельгии и Нидерландов. Кроме того, более 1/3 боевых вылетов выполнялось против стартовых позиций самолетов-снарядов V-1.

Источник - airaces.ru