Боевое использование самолетов Consolidated PBY Catalina

Боевое использование самолетов Consolidated PBY Catalina

обналичивание денег через Ооо способы и схемы в России

В ВМС США первые серийные PBY-1 поступили в состав эскадрилий VP-11 и VP-6 в 1936 г. С января 1937 г. обе эскадрильи дислоцировались в Пёрл-Харборе. Пять эскадрилий получили PBY-2, пять — PBY-3. Базировались они преимущественно на западном побережье США, на Гавайских о-вах и в зоне Панамского канала. После начала Второй мировой войны началось развертывание новых авиачастей на Атлантике, несших службу в рамках «нейтрального патруля». К августу 1940 г. американские эскадрильи «Каталин» дислоцировались на Ньюфаундленде, в Гренландии и Исландии. Применять оружие они могли только в 200-мильной зоне от побережья США, в океанских районах при обнаружении немецких субмарин передавалось сообщение открытым текстом для английских кораблей и самолетов. Действовали американские «Каталины» и в Карибском море, базируясь на Гуантанамо (о. Куба) и Пуэрто-Рико.

К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор на Гавайях дислоцировалось 7 эскадрилий «Каталин»: VP-11 и VP-12 с PBY-1, VP-23 с PBY-2, VP-21 и VP-22 с PBY-3, а также VP-14 и VP-24 с PBY-5. Утром 7 декабря 1941 г., ещё до начала налета, один из самолетов VP-14 обнаружил и атаковал неопознанную субмарину у входа в бухту Пёрл-Харбор, но сообщение об этом инциденте было проигнорировано. В результате налета японской авиации было уничтожено 27 «Каталин», ещё 6 получили повреждения. Тяжело пришлось и дислоцированным на Филиппинах (в Кавите) VP-101 и VP-102, располагавших 28 PBY-4. В результате налетов японской авиации и воздушных боев до 13 декабря 1941 г. в строю оставалось только 11 самолетов. Неделю спустя 10 исправных «Каталин» эвакуировали на Борнео. В январе 1942 г. к ним присоединилась переброшенная с Гавайев эскадрилья VP-22.

Эти эскадрильи, сведенные в 10-е патрульное крыло, участвовали в обороне Голландской Ост-Индии. Когда в марте 1942 г. остатки крыла вывели в Австралию, в нем оставалось только 4 гидросамолета. Два из них 27 апреля вылетели на Филиппины, чтобы вывезти с полуострова Коррегидор офицеров штаба генерала МакАртура (Коррегидор пал 6 мая 1942 г.).

В дальнейшем «Каталины» применялись на Тихом океане, главным образом, в качестве дальних морских разведчиков. Важнейшую роль в боях за Гуадалканал сыграли вооруженные этими гидропланами эскадрильи VP-11, VP-14 и VP-23. Их самолеты практически беспрерывно патрулировали пространство между Труком (главной японской базой) и Гуадалканалом. Привлекались они и для ночных торпедных и бомбовых ударов по японским кораблям. Постоянно разворачивались новые части — например, в сентябре 1942 г. на севере Австралии сформировали 17-е флотское крыло. Три эскадрильи его «Каталин» патрулировали акватории от Индийского океана на западе до Новой Гвинеи на востоке, прикрывали конвои, осуществляли поисково-спасательные операции.

С 1943 г. «Каталины» все шире начали привлекать для «вооруженной разведки» — патрульных полетов, совмещенных с ударами по обнаруженным морским целям. Значительных успехов в этом достигли экипажи VP-33, в сентябре—октябре 1944 г. отправившие на дно в районе Минданао—Целебес-Новая Гвинея вражеские суда общим тоннажем 100 тыс. брт.

Вели боевую работу «Каталины» и на Севере — с мая 1942 г. на Алеутских о-вах воевало 4-е патрульное крыло (эскадрильи VP-41 и VP-42, к которым вскоре присоединились VP-43, VP-62 и VP-63), вооруженное амфибиями PBY-5A.

После вступления США в войну активнее начали действовать патрульные гидросамолеты на Атлантике. Первая победа имела место 13 июля 1942 г., когда «Каталина» эскадрильи VP-3 потопила ПЛ U153. После высадки союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. эскадрильи VP-73 и VP-92 перебазировались в Марокко. На Средиземноморском ТВД они действовали до середины 1944 г.

В общей сложности на Атлантике действовало более 20 американских эскадрилий, вооружейных «Каталинами». Наиболее успешной из них стала VP-84, базировавшаяся в Исландии. 1 ноября 1942 г. экипаж лейтенанта Р.С. Миллера повредил ПЛ U664, 5 ноября тот же экипаж уничтожил U408. 10 декабря другая машина этой эскадрильи потопила U611. VP-84 одной из первых успешно применила противолодочные торпеды Мк 24 «Фидо» с акустической системой самонаведения: 14 мая 1943 г. ими была потоплена U640, а 29 мая — U200. 25 мая обычными глубинными бомбами была уничтожена U467. 20 июня, снова торпедами «Фидо», удалось отправить на дно U388.

Наряду с морской авиацией, самолеты Консолидейтед «Каталина» поступали на вооружение ВВС Армии США, где обозначались ОА-10. Такие амфибии использовались в поисково-спасательных эскадрильях. В частности, в Великобритании базировалась 5-я эскадрилья, на Средиземноморском ТВД действовала 1-я. На Тихом океане работала 2-я эскадрилья. С апреля 1945 г. на Окинаве дислоцировалась 6-я поисково-спасательная эскадрилья, а на Марианских о-вах — 4-я.

Королевские ВВС получили в общей сложности 579 гидросамолетов Consolidated «Каталина» и «Кансо».

Первой строевой частью Берегового командования, освоившей новые американские машины, стала 209-я эскадрилья. Именно её самолет утром 26 мая 1941 г. обнаружил в Атлантике линкор «Бисмарк», уничтоженный на следующий день. Успех этой операции открыл путь к массовому внедрению «Каталин», и к концу года на них летали уже пять эскадрилий: 202, 209, 210, 240 и 413-я (канадская).

Главной задачей британских «Каталин» являлась борьба с вражескими подлодками. Первого успеха удалось достичь 25 августа 1941 г., когда экипаж флайт-офицера Э.А. Джюисса из 209-й эскадрильи обнаружил субмарину U452 и атаковал её глубинными бомбами. Поврежденная подлодка была добита надводным кораблем. А два дня спустя тот же экипаж совместно с другими самолетами принял участие в охоте за U570, в результате которой лодка стала британским трофеем. 30 октября 1941 г. «Каталина» из той же 209-й эскадрильи уничтожила подлодку U81.

С апреля 1941 г. совершала боевые вылеты на «Каталинах» 202-я эскадрилья, базировавшаяся в Гибралтаре. Первым её успехом стало уничтожение (совместно с надводными кораблями) итальянской подлодки «Галилео Феррарис» 30 октября 1941 г. Помимо противолодочного патрулирования, гидросамолеты этой эскадрильи широко

привлекались для перевозок срочных грузов и решения других задач. В июне 1942 г. на Средиземное море перебросили 240-ю эскадрилью. 7 июня самолеты 202-й эскадрильи потопили ПЛ «Вениеро», а 9-го жертвой 240-й эскадрильи стала «Заффиро». 14—15 февраля 1943 г. феноменальный полет продолжительностью 22 часа 20 минут выполнил экипаж флайт-лейтенанта Г.Р. Ширдона из 202-й эскадрильи. В ходе него была серьезно повреждена ПЛ U381, вынужденная прервать боевой поход, а 4 часа спустя потоплена ПЛ U620.

209-я эскадрилья с марта 1942 г. действовала с баз в Южной Африке. В ноябре 1942 г. к ней присоединилась 262-я эскадрилья, а в начале следующего года — 259-я и 265-я. Их самолеты осуществляли патрулирование прилегающих вод Атлантического и Индийского океанов. Первого успеха в этом районе удалось добиться 20 августа 1943 г., когда машины 259-й и 265-й эскадрилий у Мадагаскара потопили U197. 11 марта 1944 г. жертвой 262-й эскадрильи стала ПЛ UIT22.

На Дальнем Востоке к моменту вступления в войну Японии дислоцировалась 205-я эскадрилья. Её «Каталины» в первые недели войны совершали разведывательные полеты, пытались (без особого успеха) бомбить японские аэродромы, а с января 1942 г. действовали в интересах осажденного Сингапура.

С июля 1941 г. начались поставки «Кансо» в Королевские канадские ВВС. Первыми их получила 116-я эскадрилья, а затем — ещё 10 эскадрилий, базировавшихся как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережьях страны, а с января 1944 г. 162-я эскадрилья дислоцировалась в Исландии. Первого успеха в борьбе с немецкими субмаринами «Кансо» добились 4 мая 1942 г., когда самолеты 5-й эскадрильи потопили U209 и повредили U438. Наиболее успешной оказалась 162-я эскадрилья, экипажи которой до конца войны уничтожили 5 немецких ПЛ. На «Каталинах» летало и несколько канадских эскадрилий в составе Королевских ВВС. В частности, 422-я эскадрилья в 1942 г. перевозила людей и грузы в Мурманск. 413-я эскадрилья с конца марта 1942 г. базировалась на о. Цейлон. Именно её самолет 4 апреля обнаружил приближающееся к острову японское ударное соединение.

В составе Королевских ВВС воевали на «Каталинах» и норвежцы. В июне-декабре 1942 г. их эксплуатировала 330-я эскадрилья, а с февраля 1943 г. — 1477-е звено, в мае того же года развернутое в 333-ю эскадрилью. Помимо противолодочного патрулирования (17 июня 1944 г. норвежцы потопили U423), эскадрилья занималась переброской на оккупированную территорию разведывательно-диверсионных групп и снабжением сил сопротивления.

В феврале 1941 г. начались поставки «Каталин» в Австралию. Ими вооружили 11-ю и 20-ю эскадрильи Королевских австралийских ВВС. После начала войны на Тихом океане они привлекались не только для патрульных и разведывательных полетов (некоторые из них продолжались 20-21 час), но и для бомбовых ударов по японской базе Трук (не слишком удачных), эвакуации гражданского населения из угрожаемых районов и решения ряда других задач. С апреля 1942 г. «Каталины» проводили минные постановки. В июле такими гидросамолетами вооружили ещё две эскадрильи — 40-ю (транспортную) и 42-ю (разведывательно-бомбардировочную). Вплоть до конца войны австралийские «Каталины» несли активную службу и оставались на вооружении ещё несколько послевоенных лет. В общей сложности Австралия получила 151 «Каталину» различных модификаций.

В апреле 1943 начались поставки «Каталин» (22 PBY-5 и 34 РВ2В-1) Королевским новозеландским ВВС. Первыми их получила 6-я эскадрилья, на которую возлагались задачи поиска и спасения. В составе Королевских ВВС действовала находившаяся в Западной Африке 490-я эскадрилья, также вооруженная «Каталинами».

Техобслуживание двигателей летающей лодки Consolidated PBY Catalina.

ВВС Голландской Ост-Индии до момента нападения Японии успели получить несколько «Каталин» из 48 заказанных. Ими вооружили два звена. После потери Ост-Индии остатки голландской авиации эвакуировали в Австралию, а «Каталины» вошли в состав Королевских австралийских ВВС. В марте 1942 г. «Каталины» получила 321-я (голландская) эскадрилья Королевских ВВС, базировавшаяся в Пемброук Док (Великобритания). В начале января 1943 г. она прибыла на Цейлон. В последующие годы 321-я эскадрилья патрулировала Индийский океан и прикрывала конвои, используя базы в Дурбане (Южная Африка), на о. Сокотра, Мальдивских о-вах и др. После завершения войны эскадрилья передислоцировалась в Голландскую Ост-Индию. Впоследствии 321-я эскадрилья выполняла транспортные и патрульные задачи на Новой Гвинее. Последние «Каталины» из её состава были списаны в 1958 г.

Совместно с американскими эскадрильями на Средиземноморском ТВД вели боевую работу на «Каталинах» эскадрильи Свободной Франции VFP-1 и VFP-2 (по французской номенклатуре — 6FE и 8FE), сформированные, соответственно в конце 1943 г. и в апреле 1944 г. Для вооружения их по ленд-лизу передали 30 амфибий PBY-5A. С середины июля 1944 г. флотилия 6FE базировалась на о. Корсика, откуда принимала участие в высадке в Южной Франции. В октябре 1944 г. её передислоцировали в Марокко. Там уже действовала флотилия 8FE, в январе 1945 г. перебазировавшаяся в Западную Африку. В послевоенное время «Каталины» оставались на вооружении морской авиации Франции до 1953 г.

В 1943 г. 7 самолетов PBY-5 получили ВВС Бразилии, а в 1944 г. к ним присоединились ещё 15 PBY-5A. Самолеты служили в 1-й (Белем) и 2-й (Галеао) патрульных группах. Самым крупным успехом бразильских «Каталин» стало уничтожение (совместно с другими самолетами) ПЛ U199 31 июля 1943 г. В послевоенные годы «Каталины» в ВВС Бразилии применялись как транспортные в бассейне Амазонки. Последние летали до середины 70-х гг. В Латинской Америке «Каталины» служили также в Чили (3 PBY-5 и 7 ОА-10А, первые из которых поступили на вооружение в июне 1943 г.), Аргентине (18 «Кансо» А, закупленных с 1946 г.), Колумбии (13 PBY-5A, поступивших в послевоенное время), Мексики (4 PBY-5A), Перу (8 PBY-5A и 4 ОА-10А), Доминиканской Республики (6 PBY-5A и 2 OA-I0A), Кубы (2 ОА-10).

Дания в 1946 г. купила 6 «Кансо» А, а позже дополнительную партию PBY-6A. Они эксплуатировались в 721-й и 722-й эскадрильях, действовавших главным образом на Гренландии. Три PBY-5A приобрела Швеция. Эти амфибии, получившие местное обозначение Тр47, использовались в качестве поисково-спасательных. Несколько экземпляров PBY-5A служило в Индонезии.

Источник - airaces.ru