Основные модификации летающих лодок Консолидейтэд PBY Catalina

Основные модификации летающих лодок Консолидейтэд PBY Catalina

Consolidated PBY-1 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1830-64 (900 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета «Браунинг (1 в носовой турели, 2 в боковых и 1 в нижней люковой установках); на некоторых экземплярах в боковых установках монтировались 12,7-мм пулеметы. Масса бомбовой нагрузки — 1814 кг (4 454-кг бомбы); возможна подвеска двух торпед. Экипаж — 7 человек. С октября 1936 г. по июнь 1937 г. изготовлено 60 самолетов.

Consolidated PBY-2 — изменена конструкция хвостового оперения, внесены некоторые другие усовершенствования. Силовая установка и вооружение аналогичны PBY-1. С июня 1937 г. по январь 1938 г. выпушено 50 единиц.

Consolidated PBY-3 — аналог PBY-2 с двигателями R-1830-66 (1000 л.с.) и усиленным планером. С января по август 1938 г. изготовлено 66 экземпляров.

Consolidated PBY-4 — двигатели R-1830-72 (1050 л.с). Установлена пневматическая противообледенительная система. С мая 1938 г. по июнь 1939 г. изготовили 33 самолета, включая прототип XPBY-4 (впоследствии переоборудованный в XPBY-5A).

Consolidated PBY-5 — двигатели R-1830-82 (1200 л.с.) или (с мая 1942 г.) R-1830-92 такой же мощности. Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета в носовой турели и нижней люковой установке, 2 12,7-мм пулемета в боковых блистерах; с конца 1942 г. в носовой турели устанавливались 2 7,62-мм пулемета. Установлена бронезащита рабочих мест экипажа. В ходе производства в состав бортового оборудования этой и последующих модификаций введены устройства опознавания «свой-чужой», детекторы магнитных аномалий и РЛС, что существенно расширило возможности по обнаружению подводных лодок. Экипаж -9—10 человек. Выпускался с сентября 1940 г. по июль 1943 г., изготовлено 833 машины.

Consolidated PBY-5A — амфибийный вариант PBY-5 с убирающимся трехколесным шасси. Введены протектированные топливные баки. С октября 1941 г. по январь 1945 г. выпущено 743 самолета. 105 машин передано ВВС Армии США под обозначением ОА-10. Британское обозначение — «Каталина» Mk.III и Mk.IV.

Consolidated PBY-6A — аналог PBY-5A поздних серий с оперением по типу PBN-1 и усиленным крылом. С января по май 1945 г. выпущено 175 самолетов. 74 единицы переданы ВВС Армии США под обозначением ОА-10В.

Consolidated PBN-1 «Номад» — развитие PBY-5 производства «Нэйвел Эйркрафт Фэктори». Существенно изменена форма лодки, сделав гидросамолет более быстроходным. Увеличена высота вертикального оперения, усилено крыло. Применена новая носовая убираемая турель с 1 12,7-мм пулеметом. С февраля 1943 г. выпущено 155 самолетов.

Consolidated РВ2В-1 — лицензионный вариант PBY-5 производства канадского филиала фирмы «Боинг», отличавшийся наличием обтекателя антенны РЛС над кабиной экипажа. Выпущено 240 самолетов. Британское обозначение — «Каталина» Mk.IVB.

Consolidated РВ2В-2 — развитие РВ2В-1 с хвостовым оперением от PBN-1. До марта 1945 г. выпущено 67 самолетов. Британское обозначение — «Каталина» Mk.VI.

Consolidated PBV-1 — вариант PBY-5A производства фирмы «Кенедиен Виккерс». Выпущено 380 самолетов, из них 150 поставлено Королевским канадским ВВС под обозначением «Кансо» А и 230 — ВВС Армии США как ОА-10А. Кроме того, 55 самолетов PBY-5A выпустил канадский филиал фирмы «Боинг».

Consolidated «Каталина» Mk.I («модель 28-5МЕ») — аналог PBY-5 для Великобритании. Двигатели — R-1830-S1C3-G (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 6 7,7-мм пулеметов (по 1 в носовой и нижней установках, по 2 в боковых блистерах). Изготовлено 99 самолетов.

Consolidated «Каталина» Mk.IB и Mk.IV -варианты PBY-5A для Великобритании. Изготовлено 145 (75 Mk.I и 70 Mk.IV).

Consolidated «Каталина» Mk.II («модель 28-5МА») — аналог PBY-5 для Австралии. Выпущено 25, в т.ч. 18 для Австралии и 7 для Великобритании.

Consolidated «Каталина» Mk.IIA («модель 28-5МС») — аналог PBY-5, заказанный для Франции, но после поражения последней самолеты передали Великобритании. Изготовили 36 единиц.

«Модель 28-5MN» — вариант PBY-5 для Голландской Ост-Индии. Изготовлено 36 единиц.

«Модель 28-5AMN» — вариант PBY-5A для Голландской Ост-Индии. Изготовлено 12 единиц.

«Модель 28-5АМС» — вариант PBY-5A для Канады. Изготовлено 14 единиц.

ГСТ — вариант, выпускавшийся в СССР. Применялись 9-цилиндровые двигатели М-62ИР (1000 л.с.) либо 14-цилиндровые М-87А (950 л.с.) или М-88 (1100 л.с). Согласно одним данным, М-87А установлены на 5 машинах, согласно другим — только на двух. М-88 установлены на 6 самолетах. Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета ШКАС (по одному в носовой, двух боковых люковых и нижней люковой установке). Завод № 31 в Таганроге в 1939-1940 гг. изготовил 27 единиц. Часть самолетов, переданных гражданской авиации, получили обозначение МП-7.

Источник - airaces.ru