Консолидейтед PB2Y Coronado

Консолидейтед PB2Y Coronado

Практически сразу же после выхода на испытания летающей лодки PBY «Catalina» американские ВМС решили обзавестись более крупным гидросамолетом с улучшенными характеристиками и увеличенной бомбовой нагрузкой. В 1936 г. двум фирмам-конкурентам — «Консолидейтед» и «Сикорский» — заказали опытные образцы четырехмоторных летающих лодок, получивших обозначения соответственно XPB2Y-1 и XPBS-1.

Разработку проекта «Консолидейтед», известного также под фирменным индексом «модель 29», возглавил создатель «Каталины» А. Лэдден. Новая машина представляла собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением и довольно высоким и объемистым фюзеляжем. Оба конкурирующих проекта были весьма похожими. На обеих предполагалась установка аналогичных двигателей — «Пратт энд Уитни» R-1830 «Твин Уосп» (1050 л.с). Гидроплан Сикорского имел традиционные фиксированные подкрыльевые поплавки, а на «модели 29» их выполнили убираемыми, как на «Каталине». В отличие от PBY, на XPB2Y-1 предусмотрели внутреннюю подвеску боевой нагрузки (до 8 454-кг бомб) в бомбоотсеках в крыле.

Прототип XPBS-1 вышел на испытания на четыре месяца раньше XPB2Y-1, впервые поднявшегося в воздух 13 декабря 1937 г. Сравнительные испытания показали, что при примерно равных летных характеристиках изделие «Консолидейтед» является более пригодным для серийного производства. Однако немедленного заказа не последовало: во-первых, у ВМС не имелось достаточно средств для закупки столь дорогих гидросамолетов, а во-вторых, требовалось устранить ряд весомых недостатков, выявленных в ходе испытаний. Наиболее серьезным из них была недостаточная путевая устойчивость. Несколько улучшила её установка дополнительных шайб на концах стабилизатора, но полностью устранить недостаток удалось, лишь полностью перепроектировав оперение — сделав его двухкилевым, по типу бомбардировщика Б-24 «Либерейтор».

31 марта 1939 г. ВМС США заказали первую партию из шести серийных гидросамолетов PB2Y-2. Эти машины существенно отличались от прототипа: сохранив его крыло, они получили полностью перепроектированный фюзеляж. Поставки их начались в декабре 1940 г. Вскоре после вступления США во Вторую мировую войну объем заказов на «Коронадо» достиг 626 единиц, но последующие изменения концепции в пользу самолетов сухопутного базирования привели к их резкому сокращению. В общей сложности до октября 1943 г. изготовили (включая прототип) 217 PB2Y.

Основные модификации Консолидейтед PB2Y «Коронадо»

Consolidated PB2Y-2 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения R-1830-78 (1020 л.с). Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 2 в носовой, верхней и хвостовой турелях). Масса бомбовой нагрузки — до 5400 кг (8 454-кг бомб в крыльевых бомбоотсеках и 4 на внешней подвеске); на внешних узлах возможна подвеска двух торпед. Экипаж — 10 чел. Изготовлено 6 единиц.

Consolidated PB2Y-3 — двигатели R-1830-88 (1200 л.с). Установлены протестированные топливные баки и бронирование рабочих мест экипажа. Стрелковое вооружение дополнено 2 12,7-мм пулеметами в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки и состав экипажа соответствуют PB2Y-2. Прототип XPB2Y-3, переоборудованный из серийного PB2Y-2, вышел на испытания в конце 1941 г. С июня 1942 г. построено 210 серийных машин, включая достроенные в варианте Consolidated PB2Y-5. Самолеты, поставлявшиеся Великобритании, имели американское обозначение PB2Y-3B и британское «Коронадо» Mk.I. 31 гидроплан переоборудован в транспортный PB2Y-3R (первоначально обозначался JRY-1), способный перевозить 44 пассажира или груз массой до 7250 кг. Ещё не менее четырех переоборудовано в самолеты медицинской эвакуации PB2Y-3H.

Consolidated PB2Y-5 — двигатели R-1830-92 (1200 л.с). Увеличен запас топлива. Предусмотрено применение ракетных стартовых ускорителей. Установлена РЛС AN/APS-2. 41 самолет переоборудован в транспортный — общего назначения PB2Y-5R, медицинской эвакуации PB2Y-5H (рассчитанные на перевозку 25 раненых на носилках) и PB2Y-5F — для перевозки высокопоставленных лиц.

Испытывался прототип Консолидейтед XPB2Y-4 (переделанный из XPB2Y-3), оборудованный двигателями «Райт» R-2600 (1700 л.с), но в серийное производство его не внедряли.

Летно-технические характеристики Консолидейтед PB2Y-5 «Коронадо»

Двигатели: Пратт энд Уитни R-1830-92

мощность, л.с..: 1200

Размах крыла, м.: 35,0

Длина самолета, м.: 24,2

Высота самолета, м.: 8,4

Площадь крыла, кв. м.: 165

Масса, кг:

пустого самолета: 18 530

максимальная взлетная: 30 000

Скорость, км/ч:

Максимальная: 310

Крейсерская: 272

Практический потолок, м.: 6250

Дальность полета (максимальная), км.: 2205 (3815)

Источник - airaces.ru