Грумман JF/J2F Duck

Грумман JF/J2F Duck

Многоцелевая амфибия Грумман «Дак» представляла собой оригинальный одномоторный цельнометаллический биплан. Самолет спроектирован под руководством Г. Лоэнинга и представлял собой эволюционное развитие прежней конструкции — «Лоэнинг» OL. Характерной особенностью всех этих машин являлось соединение подфюзеляжного поплавка с фюзеляжем посредством массивного пилона. Имелось также два подкрыльевых стабилизирующих поплавка. Колеса основных стоек убирались в ниши по бокам подфюзеляжного поплавка. Проектирование велось с 1931 г. в соответствии с требованиями Бюро аэронавтики к легкому многоцелевому самолету, способному действовать как с воды, так и с береговых аэродромов и палуб авианосцев. Согласно требованиям, помимо двух членов экипажа амфибия должна была перевозить ещё двух пассажиров (или соответствующий груз). Также предусматривалось наличие вооружения, в частности держателей для двух 45,4-кг бомб.

При проектировании амфибии, получившей фирменный индекс G-7, использовались некоторые решения, опробованные на палубном истребителе FF-1, в частности полностью закрытая кабина экипажа. Представленный макет был одобрен Бюро аэронавтики, и в 1932 г. «Грумман» получил заказ на постройку прототипа XJF-1.

Машина, оборудованная 14-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1535 «Твин Уосп Джуниор» (700 л.с), впервые поднялась в воздух 24 апреля 1933 г. Ввиду необходимости внесения многих изменений (в частности, для достижения приемлемой устойчивости пришлось дважды переделывать хвостовое оперение), испытания заняли довольно много времени.

Первая партия серийных JF-1 была заказана лишь в начале 1934 г., а выпуск самолетов этого заказа начался в апреле того же года. В общей сложности до 1945 г. изготовили 632 амфибии «Дак».

Основные модификации Grumman JF/J2F «Duck»

Грумман JF-1 — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1830-62 (700 л.с). Проектом предусмотрено стрелковое (1 7,62-мм пулемет «Браунинг» на верхней установке) и бомбовое (2 45,4-кг бомбы) вооружение, но на практике JF-1 летали в невооруженном варианте. Экипаж — 2-3 человек. В апреле-октябре 1934 г. выпущено 27 самолетов.

Грумман JF-2 — аналог JF-1 для авиации Береговой охраны США. Установлен 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения R-1820-102 (720 л.с.)- С октября 1934 г. по ноябрь 1935 г. выпушено 15 самолетов.

Грумман JF-3 — вариант для резерва ВМС. Двигатель — R-1820-108 (750 л.е.). Отсутствует тормозной гак для посадки на палубу авианосца. В конце 1935 г. выпушено 5 единиц.

G-20 — экспортный вариант JF-2 для Аргентины. Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). На рубеже 1936-1937 гг. изготовлено 8 амфибий.

Грумман J2F-1 — удлинен подфюзеляжный поплавок, перекомпоновано внутреннее пространство фюзеляжа для обеспечения перевозки лежачих раненых. Двигатель — R-1820-20 (750 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). Масса бомбовой нагрузки — 90 кг. Экипаж — 2—3 человек. Изготовлено 29 самолетов (один в апреле 1936 г., 28 в первой половине 1937 г.).

Грумман J2F-2 — двигатель R-1820-30 (790 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение, а также состав экипажа соответствуют J2F-1. В июне-октябре 1938 г. выпушено 30 самолетов. В конце 1939 г. 9 самолетов модифицировано в вариант J2F-2A (одиночный турельный пулемет заменен спаренным, добавлено два бомбодержателя под крылом).

Грумман J2F-3 — невооруженный вариант для перевозки высокопоставленных офицеров. Двигатель — R-1820-36 (790 л.с.). В феврале-июне 1939 г. изготовлено 20 единиц.

Грумман J2F-4 — аналог J2F-3, приспособленный для буксировки мишеней и постановки дымовых завес. С сентября 1939 г. по июнь 1940 г. выпушено 32 самолета.

Грумман G-15 — экспортный вариант J2F-4 для Аргентины. В ноябре 1939 г. поставлено 4 машины.

Грумман J2F-5 — двигатель R-1820-50 (950 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,62-мм пулемет «Браунинг» на верхней турели. Масса бомбовой нагрузки — 300 кг. С июля 1941 г. по март 1942 г. выпушено 144 единицы.

Грумман J2F-6 — двигатель R-1820-54 (1050 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны J2F-5. Вариант выпускался фирмой «Коламбиа», до августа 1945 г. изготовившей 330 самолетов. 9 самолетов переданы ВВС: один в 1942 г. (получил обозначение ОА-12), 5 в 1947 г. (ОА-12А) и 3 в 1948 г. (ОА-12В; переданы ВВС Колумбии).

Грумман «Дак» модификации OA-12A.

Лётно-технические характеристики Грумман «Duck» модификации J2F-2A

Двигатель: Райт R-1820-30

мощность, л.с.: 790

Размах крыла, м.: 11,89

Длина фюзеляжа, м.: 10,36

Высота самолета, м.: 3,76

Площадь крыла, кв. м.: 38

Масса самолета, кг: пустого: 1950

нормальная взлетная: 2803

Скорость, км/ч: максимальная: 288

Крейсерская: 241

Потолок, м.: 6580

Источник - airaces.ru