Служба и боевое применение летающих лодок Grumman Goose

Служба и боевое применение летающих лодок Grumman Goose

В морской авиации США амфибии JRF поступали во вспомогательные эскадрильи, дополнив одномоторные машины J2F. Их главными задачами были связь, перевозка пассажиров и грузов, а также обеспечение спасения на море. Машины JRF-4 и JRF-5 эпизодически привлекались и для патрулирования прибрежных акваторий.

Двухмоторные амфибии «Гусь» Береговой охраны, помимо поисково-спасательных операций, привлекались для картографирования местности. С началом Второй мировой войны их начали использовать для противолодочного патрулирования прибрежных районов в рамках «патруля нейтралитета». Аналогичные задачи «Гусь» решали вплоть до 1945 г.

В авиации Армии США машины ОА-9 и ОА-13 заменили устаревшие амфибии «Дуглас» ОА-3 и ОА-4. Служили они в качестве штабных транспортных и морских спасательных.

Португальские G-21B служили как патрульные и транспортные до начала 50-х гг.

В Великобритании самолеты «Гусь» Mk.IA применялись в основном в Вест-Индии. В частности, на них летала 749-я учебная эскадрилья авиации Королевского флота, дислоцировавшаяся на о. Тринидад.

Шесть самолетов «Гусь» получили Королевские австралийские ВВС. Их эксплуатировала 1-я аэромедицинская часть, действовавшая на Средиземноморском ТВД.

Один гражданский Grumman G-21 до войны был приобретен авиацией японского Императорского флота, где эксплуатировался под обозначением LXG.

Франция получила 17 самолетов «Гусь» (12 в 1952 г. и 5 в 1954 г.). Они широко применялись в Индокитае, а затем в Алжире как самолеты связи, а также как штурмовики. В последнем качестве французские амфибии получили 4 бомбодержателя для 50-кг бомб и 2 7,62-мм пулемета в носовой части, а некоторые — ещё и спаренные 7,62-мм пулеметы в проеме левой двери. Последние из них были списаны в 1961 г.

В послевоенное время самолеты JRF в небольшом количестве поступали в ВВС или ВМС Аргентины, Боливии, Бразилии, Кубы, Парагвая, Перу, Японии и Швеции.

Созданный как бизнес-гидросамолет, Грумман «Goose» оказался, пожалуй, наиболее удачной легкой амфибией середины 20-го века. В послевоенные годы десятки таких «демобилизованных» машин попали в частные руки. Они проходили всевозможные модернизации и переоборудования, и к настоящему времени около 30 из них все ещё эксплуатируется. Более того, в 2007 г. одна из небольших американских фирм возобновила выпуск таких машин под обозначением G-21G «Super Goose» (с турбовинтовыми двигателями).

Источник - airaces.ru