Грумман JRF Goose

Грумман JRF Goose

Двухмоторная летающая лодка цельнометаллической конструкции Грумман JRF Goose («Гусь») конструктивно представляет собой высокоплан с двигателями, размещенными на передней кромке крыла. Разрабатывалась с 1936 г. по заказу группы американских бизнесменов как самолет-амфибия для деловых полетов. Трехопорное шасси с хвостовым колесом убиралось в фюзеляж. Проектирование самолета под фирменным индексом G-21 возглавил Л. Грумман.

Прототип с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» «Уосп Джуниор» SB (450 л.с.) впервые поднялся в воздух 29 мая 1937 г. Было выпущено 12 гражданских G-21, а также 30 G-21A (отличавшихся увеличенной взлетной массой).

Один из серийных G-21A в 1938 г. переоборудовали в прототип военного многоцелевого транспортного самолета, получившего фирменное обозначение G-26 и флотское XJ3F-1. По результатам его испытаний Бюро аэронавтики сделало вывод о целесообразности принятия самолета на вооружение и заказало первую партию. До октября 1945 г. изготовлено 345 самолетов гидросамолётов «Гусь».

Основные модификации Грумман JRF «Гусь»

Grumman G-21B — вариант для Португалии, единственная «чистая» летающая лодка (не амфибия) в семействе самолетов «Гусь». Двигатели «Уосп Джуниор» SB (450 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» в носовой и верхней установках. Масса бомбовой нагрузки — 100 кг (2 50-кг бомбы на подкрыльевых узлах). Экипаж — 3-4 чел. Изготовлено 12 экземпляров, поставленных заказчику в апреле-мае 1940 г.

Grumman JRF-1 — серийный вариант XJ3F-1. Двигатели R-985-48 (450 л.с). Экипаж — 1-2 чел, вместимость — 5—7 пассажиров. В сентябре 1939 -январе 1940 г. поставлено 10 самолетов, в т.ч. 5 машин модификации JRF-1A, приспособленных для буксировки мишеней и аэрофотосъемки.

Grumman JRF-2 — вариант для авиации Береговой охраны. Двигатели — R-985-SB2. Грузовой/пассажирский отсек приспособлен для перевозки раненых на носилках. С июля 1939 г. по май 1940 г. поставлено 7 единиц.

Grumman JRF-3 — аналог JRF-2 с автопилотом и противообледенительной системой. В ноябре 1940 г. поставлено 3 самолета для авиации Береговой охраны.

Grumman JRF-4 — аналог JRF-1 с двигателями R-985-50 и возможностью подвески до 300 кг бомб (2 147-кг глубинные или 2 113-кг обычные бомбы на подкрыльевых узлах). С декабря 1940 г. по май 1941 г. авиации ВМС США поставлено 10 самолетов, ещё 2 переоборудовано в 1942 г. из гражданских G-21A.

Grumman JRF-5 — двигатели R-985-AN6 (450 л.с). Имели люк для фотосъемки и возможность буксировки мишеней как на JRF-1A, автопилот как на JRF-3 и бомбодержатели как на JRF-4. С июня 1941 г. по май 1945 г. выпущено 184 самолета. 24 машины, переданные Береговой охране, обозначались JRF-5G. Три самолета, поставленных Великобритании, обозначались «Гусь» Mk.I, а три, переданных Канаде — «Гусь» Mk.II.

Grumman JRF-6B — вариант для Великобритании, предназначавшийся для подготовки штурманов. Британское обозначение — «Гусь» Mk.I А. Изготовлено 50 самолетов, из них 44 поставлено Великобритании, 5 (под обозначением ОА-9) — ВВС Армии США и один — Боливии.

Grumman ОА-9 — вариант G-21 для Армии США, рассчитанный на 6 пассажиров. Двигатели — R-985-17 (450 л.с). С ноября 1938 г. по октябрь 1939 г. поставлено 26 самолетов.

ОА-13 — мобилизованные гражданские G-21 А, поступившие в ВВС Армии США в 1942 г. (3 ОА-13А) и в 1945 г. (2 ОА-13В).

Источник - airaces.ru