Боевое использование летающих лодок Мартин PBM Mariner в годы Второй мировой войны

Боевое использование летающих лодок Мартин PBM Mariner в годы Второй мировой войны

стропы стальные канатные учебник

Гидросамолеты Мартин PBM-1 поступили на вооружение двух эскадрилий — VP-55 и VP-56. Последнюю вскоре реорганизовали в учебную часть. VP-55 (позже переименованная в VP-74) с июля 1941 г. несла службу в рамках «нейтрального патруля», базируясь на Ньюфаундленде и в Исландии. В январе 1942 г. её передислоцировали на Бермудские о-ва, а 30 июня того же года VP-74 добилась первой победы — экипаж Р. Шредера потопил субмарину U185. Начало поставок осенью 1942 г. самолетов PBM-3С позволило к весне следующего года перевооружить VP-32, а также укомплектовать вновь сформированные эскадрильи VP-201 — VP-207. VP-32 действовала над Карибским морем, используя базы в зоне Панамского канала, на Кубе и Пуэрто-Рико. Все 7 вновь сформированных эскадрилий вместе с VP-74 вошли в состав крыла FAW-16, предназначенного для патрулирования побережья Южной Америки от Тринидада на севере до Ресифи (Бразилия) на юге. К ноябрю 1943 г. на «Маринерах» были сформированы эскадрильи VP-208 — VP-216. Эти части, получавшие наряду с PBM-3С также машины модификации PBM-3S, главным образом вошли в состав крыла FAW-12, прикрывавшего подходы к Панамскому каналу, как со стороны Карибского моря, так и с Тихого океана. Кроме того, в 1943-1945 гг. 37 самолетов PBM-3S получила Береговая охрана, эксплуатировавшая их до конца войны.

Для эскадрилий «Маринеров» особенно «урожайным» выдался июль 1943 г., когда дислоцировавшаяся в Бразилии VP-74 отправила на дно субмарины U513 и U199, а жертвами VP-32 стали сразу три подлодки — U159, U759 и U359. 3 августа 1943 г. самолет VP-205 потопил у Тринидада U572 (правда, зенитчики подлодки успели сбить «Маринера»), а PBM-3С из VP-204 и VP-205 совместно с другими самолетами после долгой «охоты» отправили на дно U615. В течение июля—августа 1943 г. «Маринеры» потопили самостоятельно или во взаимодействии с другими силами половину из десяти U-ботов, высланных Дёницем в Карибское море и треть из шести субмарин, отправленных к берегам Бразилии. Полосу успехов «Маринеров» на Атлантике завершил экипаж Г. Паттерсона из VP-74. 27 сентября 1943 г. на подходах к Сан-Сальвадору (Бразилия) он потопил подводную лодку U-161.

rubmall.ru

drugs-info.ru

Для применения на Тихоокеанском театре военных действий (ТВД) была создана специальная модификация «Маринера» — PBM-3D. Первой получила такие самолеты эскадрилья VP-202. Пройдя переучивание на новую модификацию в Норфолке, она в начале 1944 г. была передислоцирована на Тихий океан. Вскоре к ней присоединились эскадрильи VP-16 и VP-216, экипажи которых прошли целевую подготовку: первая специализировалась в ночных полетах, а вторая освоила топмачтовое бомбометание. Первой крупной операцией с участием «Маринеров» на новом ТВД стала высадка на острове Сайпан. Все три эскадрильи в середине июня 1944 г. передислоцировались на захваченную американцами базу в бухте Танапаг, откуда осуществляли патрульные полеты над окрестными акваториями. Наиболее значительным успехом «Маринеров» в начальный период их службы на Тихом океане стало обнаружение 19 июня 1944 г. экипажем из состава VP-16 на расстоянии примерно 470 миль к западу от Гуама 1-го оперативного флота адмирала Одзавы, следующего к Марианским островам.

1 октября 1944 г. вооруженные «Маринерами» эскадрильи были переименованы из патрульных (VP) в патрульно-бомбардировочные (VPB). Кроме них, такие гидросамолеты начали поступать и в спасательные эскадрильи (VH). А специализированные транспортные PBM-3R эксплуатировались в эскадрильях как на Атлантике (VR-1 и VR-8), так и на Тихом океане (VR-2 и VR-10).

В сентябре 1944 г. главной базой для «Маринеров» стали острова Палау — летая отсюда, самолеты принимали участие в операции по освобождению Филиппин. Именно в этот период были одержаны первые победы над японскими субмаринами. 1 октября PBM-3D из состава VPB-16 у островов Палау повредил субмарину 1-177, на следующий день добитую эсминцами. Наибольших успехов в атаке морских целей достигла эскадрилья VPB-20. 27 ноября 1944 г. экипаж лейтенанта Дж. Муоло из этой эскадрильи прикрывал корабли, находящиеся в бухте Ормок (Филиппины) и ведущие обстрел береговых целей. Авиаторы обнаружили и незамедлительно атаковали японскую подлодку, нанеся ей повреждения. Дело довершили эсминцы, добив субмарину. Жертвой оказалась армейская транспортная подлодка Yu-2. А 19 января 1945 г. самолет У.О. Глэйза нанес удар по самой большой цели, которая попадалась «Маринерам», — авианосцу «Дзуньё». С бреющего полета Глэйз сбросил две 250-фн и одну 500-фн бомбы, добившись двух прямых попаданий. В ночь на 21 января PBM-3D, пилотируемый экипажем Фрэнка А. Юрека, к западу от атолла Улити обнаружил и нанес бомбовый удар по японской субмарине, наутро добитой тремя эскортными эсминцами. Жертвой оказалась Y-48, пошедшая ко дну со всем экипажем.

В операции по захвату Окинавы приняли участие девять эскадрилий «Маринеров» — пять патрульно-бомбардировочных (VPB-18, -21, -26, -27 и -208), а также четыре спасательных (VH-1, -3, -4 и -6). На их вооружении, наряду с PBM-3D, уже имелись и новые PBM-5. Именно «Маринер» обнаружили идущее к Окинаве японское соединение во главе с линкором «Ямато». Это событие имело место 7 апреля 1945 г., причем две летающие лодки из VPB-21 не только обнаружили японские корабли, но и навели на них американские самолеты, а затем занялись спасением сбитых пилотов.

После окончания Второй мировой войны в составе ВМС США осталось 6 эскадрилий, вооруженных PBM-5, — по три на Атлантике и Тихом океане. Во время гражданской войны в Китае они несли патрульную службу у берегов этой страны. В ходе войны в Корее регулярные и резервные эскадрильи, вооруженные PBM-5S/S2, по ротации направлялись на японские авиабазы, совершая оттуда дневные и ночные патрульные полеты над водами, омывавшими Корейский полуостров. Последние PBM-5S и PBM-5А были сняты с вооружения в июне 1956 г., а в учебных частях «Маринеры» эксплуатировались ещё около двух лет.

Великобритания получила 32 самолета «Маринер» GR Mk.I (передано 33 машины, но одна потерпела катастрофу при перелете через Атлантику). В октябре 1943 г. 10 таких самолетов передали в 524-ю эскадрилью для войсковых испытаний, но их результаты признали неудовлетворительными, и уже в декабре эскадрилья избавилась от «Маринеров». Впоследствии Королевские ВВС использовали такие машины лишь в качестве транспортных. 17 «Маринеров» GR Mk.I после окончания войны в Европе вернули американцам и после обратной конверсии по американским стандартам, были переданы в части морской авиации и переоборудованы в транспортные. Они успели даже поучаствовать в войне на Тихом океане в составе транспортной эскадрильи VR-6 и поисково-спасательной VH-3.

Источник - airaces.ru