Основные модификации Martin PBM Mariner

Основные модификации Martin PBM Mariner

PBM-1 — двигатели R-2600-6 (1600 л.с). Стрелковое вооружение — 5 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 1 в носовой и верхней башнях, боковых блистерах и хвостовой установке; согласно некоторым публикациям, в хвостовой установке стоял 7,62-мм пулемет). Масса бомбовой нагрузки, размещаемой в бомбоотсеках мотогондол, — 907 кг. Экипаж — 7 чел. С августа 1940 г. по апрель 1941 г. выпущено 20 самолетов. Одна из серийных машин переоборудована в прототип дальнего бомбардировщика ХPBM-2 с увеличенным на 80% запасом топлива и возможностью старта с катапульты (со специального судна).

PBM-3С — изменены очертания верхней части фюзеляжа, подкрыльевые поплавки увеличены по длине и выполнены неубирающимися, усовершенствовано хвостовое оперение, удлинены мотогондолы (чтобы поместить увеличенные бомбоотсеки), рабочие места экипажа получили бронезащиту. Двигатели — R-2600-12 (1700 л.с). Стрелковое вооружение — 7 12,7-мм пулеметов (по 2 в носовой и верхней башнях, по 1 в боковых блистерах и хвостовой башне). Масса бомбовой нагрузки — 1814 кг. Большинство самолетов комплектовались РЛС AN/APS-15 с антенной в обтекателе над пилотской кабиной. Выпущено 274 самолета.

PBM-3S — вариант PBM-3С с уменьшенным составом вооружения (4 12,7-мм пулемета — 2 в носовой части, 1 в хвостовой установке, 1 в левой боковой установке) и без бронезащиты, но с увеличенным запасом топлива (дальность возросла с 3400 до 4800 км). Все PBM-3S комплектовались РЛС AN/APS-15. В 1943 г. изготовлено 94 единицы, ещё 62 переоборудовано из PBM-3С.

PBM-3D — вариант PBM-3С с расширенными ударными возможностями (предусмотрена подвеска двух торпед на под крыльевых узлах между мотогондолами и фюзеляжем). Стрелковое вооружение аналогично PBM-3С, но верхняя и хвостовая башни — усовершенствованных моделей. Двигатели — R-2600-22 (1900 л.с), предусмотрена возможность подвески ракетных стартовых ускорителей. Выпушено 259 машин. Два самолета переоборудованы в прототипы ХPBM-5.

PBM-3R — невооруженный транспортный вариант. Вместимость — до 33 чел. или 4050 кг груза. Осенью 1942 г. выпущено 50 самолетов.

PBM-3В — вариант для поставки в Великобританию. Британское обозначение — «Маринер» GR Mk.I. Переоборудовано 33 самолета из машин модификаций PBM-3С, PBM-3D и PBM-3S.

PBM-5 — 18-цилиндровые двигатели «Пратт энд Уитни» R-2800-34 (2100 л.с). Стрелковое вооружение соответствует PBM-3D. Экипаж -9—12 чел. С сентября 1944 г. по июль 1947 г. выпушено 614 самолетов, в т.ч. 41 невооруженный PBM-5G для Береговой охраны (в 1945 г.), а также около 100 противолодочных машин PBM-3S/ S2. Последние помимо РЛС комплектовались приемниками сигналов радиогидроакустических буев и детекторами магнитных аномалий, а PBM-3S2 — ещё и мощным прожектором.

PBM-3Е — летающая лодка, лишенная вооружения и приспособленная к быстрой смене комплектов радиоэлектронного оборудования. В послевоенное время выпустили 13 таких машин, применявшихся для испытаний бортового оборудования.

PBM-5А — амфибия с убираемым трехстоечным шасси с носовым колесом. Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов в носовой, верхней и хвостовой башнях. Бомбоотсеки в мотогондолах сохранялись, но самолет предназначался в первую очередь на роль поисково-спасательного. В декабре 1947 г. вышел на испытания прототип, переоборудованный из недостроенного PBM-5. Позже подобным образом получили ещё 4 амфибии, а до марта 1949 г. выпустили 36 новых PBM-5А.

Вариант модифицированного гидросамолёта PBM-4 проектировался под 18-цилиндровые моторы «Райт» R-3350-8 (2200 л.с), но в производство его не внедряли, поскольку все такие моторы резервировались для бомбардировщиков Boeing B-29 «Superfortress».

Источник - airaces.ru