Мартин PBM Mariner

Мартин PBM Mariner

В 1937 г. фирма «Мартин» со своим проектом «модель 160» участвовала в конкурсе на четырехмоторную летающую лодку для авиации ВМС США. Победителем оказалась фирма «Консолидейтед» со своим самолетом PB2Y «Коронадо», «Мартин» же даже не сумел пробиться в финал конкурса и не получил заказа на постройку прототипа. Однако из-за высокой стоимости PB2Y массово не выпускался. Флоту же требовалась летающая лодка, превосходящая по своим параметрам «Каталину», но более дешевая, чем «Коронадо». В этой ситуации конструкторы «Мартина» оперативно переделали проект в двухмоторную «модель 162». Эта летающая лодка оборудовалась новыми мощными двигателями «Райт» R-2600 «Циклон», обеспечивающими существенное возрастание летных данных по сравнению с «Каталиной» — и при этом за гораздо более низкую цену, чем четырехмоторная машина. 30 июня 1937 г. «Мартин» получил заказ на строительство прототипа XPBM-1.

При создании старательно «вылизанной» в аэродинамическом отношении «модели 162» был применен узкий и высокий фюзеляж, а также крыло типа «чайка», в точках изломов которого установили двигатели. Крыло имело большое удлинение (9,89), а также развитую механизацию, причем частично — с электроприводами. Подкрыльевые поплавки убирались в специальные ниши по направлению к фюзеляжу. Двухкилевое оперение позволило выгодно разместить хвостовую стрелковую точку и существенно расширить сектор обстрела надфюзеляжной башни. При определении состава стрелкового вооружения «модели 162» был сделан вполне логичный выбор в пользу современных механизированных башен разработки самого «Мартина» — хотя они ещё и не были готовы.

Прототип Martin ХPBM-1 впервые поднялся в воздух 18 февраля 1939 г. На нем стояли двигатели R-2600-6 мощностью 1600 л.с. В ходе испытаний самолет показал, без преувеличения, выдающиеся данные. В частности, максимальная скорость составила 341 км/ч (на высоте 3650 м), а дальность полета при взлетном весе 18 360 кг (в т.ч. 454 кг бомбовой нагрузки) достигла 5520 км. На начальном этапе летных испытаний прототип ещё не имел оборонительного вооружения — место носовой башни было закрыто временным обтекателем.

После внесения некоторых изменений (консоли стабилизатора получили поперечное V в примерно 18°, переделали нижнюю часть лодки и др.) в сентябре 1939 г. было санкционировано начало серийного производства новых летающих лодок. В общей сложности до 1949 г. выпущено 1366 «Маринеров».

Источник - airaces.ru