Боевое использование и применение в годы Второй мировой войны

Боевое использование и применение в годы Второй мировой войны

В первую очередь «Кингфишеры» поступили на вооружение эскадрилий, предназначенных для действий с линейных кораблей. Первыми новые самолеты получили эскадрилья VO-4 и линкор «Колорадо» (ВВ-45). В общем же, подавляющее большинство машин OS2U-1 поступили в пять наблюдательных эскадрилий (VO-1 — VO-5).

Машины OS2U-2 поступали главным образом в разведывательные эскадрильи берегового базирования, созданные для прибрежного патрулирования. В обшей сложности флот сформировал 30 таких эскадрилий (часть из них — уже после вступления США в войну), подчиненных комендантам военно-морских районов (BMP). К прибрежному патрулированию привлекалась и эскадрилья морской пехоты VMS-3, получившая самолеты модификации OS2N-1. Кроме того, часть OS2U-2 поступила в учебные эскадрильи на авиабазах Джексонвилл, Пенсакола и Корпус-Кристи.

sharegallery.ru

sibzdraw.ru

К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор на части линкоров самолеты OS2U-1 уже были заменены новыми OS2U-3. Такие же самолеты поступили и на вооружение всех десяти крейсеров типа «Омаха». Эти самолеты входили в состав т.н. «крейсерских» разведывательных эскадрилий (от VCS-3 до VCS-9). 14 «Кингфишеров» было приписано к восьми плавбазам гидросамолетов.

Американцы предприняли попытку вооружить гидросамолетами даже относительно небольшие эсминцы. В мае 1940 г. было принято решение об авиационном вооружении шести ЭМ типа «Флетчер»: «Хатчинс», «Прингл», «Стэнли», «Стивене», «Халфорд» и «Летце» (от DD-476 до DD-481) . При этом пришлось пожертвовать АУ главного калибра № 3 и одним из торпедных аппаратов. Взамен корабли должны были получить поворотную катапульту на шкафуте для самолета «Кингфишер». Длина катапульту не позволяла вращаться на 360° — мешали надстройки, поэтому самолет мог стартовать лишь на правый борт. Перед ней оборудовалось хранилище на 6743 л авиабензина, оборудованное системой заполнения углекислым газом для предотвращения взрыва. Но реально авиационное вооружение в 1942 г. получили лишь три корабля — «Прингл», «Стивенс» и «Халфорд».

Главной задачей большинства «Кингфишеров», ещё до вступления США в войну, стало патрулирование прибрежных вод в рамках «патруля нейтралитета». Естественно, такая работа продолжалась и после начала войны. Наиболее интенсивные полеты выполнялись в районе побережья Новой Англии, откуда отправлялось большинство конвоев в Европу. В 1943-1943 гг. эпицентр боевой работы сместился в район побережья Флориды.

Запас топлива обеспечивал OS2U-3 довольно внушительную продолжительность полета -до шести часов. Наряду с самолетами ВМС к патрулированию привлекались и машины Береговой охраны — в 1942 г. ей передали 53 OS2U. Вооруженный двумя 45-кг глубинными бомбами самолетик вряд ли мог причинить серьезный вред обнаруженной подводной лодке — главной задачей экипажа «Кингфишера» было навести на цель более серьезные силы и предупредить торговые суда. Все же некоторых успехов удалось добиться. 15 июля 1942 г. два «Кингфишера», базировавшихся в Черри-Пойнт (шт. Северная Каролина), добили субмарину U-576, ранее поврежденную надводными кораблями. А 15 мая следующего года отличился экипаж OS2U-3 из эскадрильи VS-62, несший дежурство на передовой базе Кайо Франсез на Кубе. В ходе патрульного полета он обнаружил погружающуюся подлодку. Сбросив обе бомбы, экипаж поставил дымовой маркер, по которому на цель вышел кубинский сторожевой катер CS-13. Сброшенная с него серия глубинных бомб поставила точку в карьере U-176, на счету которой к тому времени было 11 потопленных судов.

Береговые эскадрильи «Кингфишеров» на Тихом океане занимались не только противолодочным патрулированием, но и поисково-спасательными операциями. Помимо континентальной части США и Гавайев они появляются и на многочисленных островах Тихого океана. Уже 23 января 1942 г. эскадрилью VS-1D14 перебросили на Самоа — она стала первой частью морской авиации США, дислоцированной на этом архипелаге. Затем OS2U-3 активно применялись для обеспечения боевых действий во время долгой кампании на Гуадалканале. К 1 января 1943 г. здесь находилась эскадрилья VS-4D14 (14 её OS2U-3 были поровну распределены между Гуадалканалом и Тонгатабу). На Бора-Бора находились 12 OS2U-3 из VS-2D14, а «самоанская» VS-1D14 располагала в общей сложности 22 самолетами — 19 OS2U-3 и три J2F-5. Наконец, на Эспириту-Санту дислоцировалась эскадрилья VS-5D14 (10 OS2U-3).

Воут "Кингфишер" на одном из островов

Отличились «Кингфишеры» и на севере — в районе Аляски и Алеутских островов. Главной базой гидросамолетов на Алеутах была Клэм Лагун на о. Адьяк. Оттуда они совершали патрульные вылеты, а в 1943 г. в ходе операций по освобождению захваченных японцами островов Кыска и Атту применялись и как бомбардировщики. При этом на самолеты подвешивали две 325-фунтовые (159-кг) бомбы, значительно превышая «паспортную» боевую нагрузку. По состоянию на 1 января 1943 г. дислоцированная на Алеутах эскадрилья VS-6D14 имела 13 самолетов OS2N-1, кроме того, в разных базах на Аляске были разбросаны звенья VS-1D13 (в обшей сложности 22 OS2U-3).

Неоценимой оказалась помощь корабельных Vought «Кингфишеров» в десантных операциях.

Самолеты весьма эффективно вели разведку и корректировали артиллерийский огонь. 8 ноября 1942 г. один из OS2U-3 линкора «Массачусетс», пилотируемый Т. Догерти, появился над кораблями французского флота в Касабланке. Его задачей было определить готовность флота оказать сопротивление высадке союзников — попросту «Зимородок» был своего рода живцом. Как только зенитки открыли огонь, Догерти передал в эфир кодовую фразу «Butter up!», означавшую, что противник сдаваться отнюдь не собирается, и ретировался. В дальнейшем самолеты OS2U-3 обеспечивали операцию «Хаски» — высадку союзников в Сицилии. В частности, здесь действовали самолеты крейсера «Бирмингем». Широко применялись «Кингфишеры» при десантных операциях на островах Тихого океана — Сайпане, Тиниане, Палау и прочих.

Пожалуй, наиболее благодарной службой для экипажей «Кингфишеров» были поисково-спасательные операции. Широкую известность получила операция 11 ноября 1942 г. по спасению членов экипажа «Летающей крепости» В-17, среди которых был капитан Эдди Рикенбакер — лучший американский ас времен Первой мировой войны. В ней участвовал самолет OS2U-2 с личным именем «Bug» — эта машина на борту «Пенсильвания» пережила налёт на Пёрл-Харбор, получила повреждения, но была отремонтирована. Самолет Рикенбакера совершил вынужденную посадку на воду в южной части Тихого океана, у о. Эллис. Три недели (!) авиаторы с В-17 дрейфовали в надувных лодках, пока в виду одной из них не показался самолет. Экипаж в составе младшего лейтенанта Ф.Э. Вудварда и радиста 1-го класса Л.Х. Бутга заметил желтый дым фальшфейера и навел на него катер. В лодке были пять авиаторов, но сам Рикенбакер и ещё два члена экипажа отсутствовали — их лодку отнесло в сторону. «Баг» вернулся на базу, дозаправился и вновь отправился на поиски. Теперь за его штурвалом сидел лейтенант В.Ф. Иди. Обнаружив лодку Рикенбакера, он приводнился возле неё. Все трое находившихся в ней были живы. Наиболее слабого из них удалось затащить в кабину и усадить на колени радиста. Рикенбакер и ещё один спасенный легли на крылья. В таком положении самолет взлететь, естественно, не мог — пришлось преодолеть 75 км до острова Эллис по воде. К тому моменту «Баг» уже имел 1100 часов, налётанных в спасательных операциях, но эксплуатировался и дальше. Вне всякого сомнения, он стал самым знаменитым из «Кингфишеров». Но и его менее популярные «собратья» спасли немало жизней.

В 1944 г. на смену «Кингфишерам» на линкоры и крейсера американского флота начал поступать новый поплавковый разведчик «Кертисс» SC-1. Однако и испытанные в боях «Зимородки» продолжали интенсивно эксплуатироваться. В ходе боев за Окинаву они применялись и как корректировщики, и как поисково-спасательные машины. В последнем амплуа они прослужили до самого конца войны.

«Кингфишер» оказался одним из немногих типов американских самолетов, принимавших участие в боевых действиях с первого до последнего дня войны. Причем закончили войну машины в том же облике, в котором и встретили, — никакой серьезной модернизации самолет не подвергался. В послевоенное время немногие OS2U-3 и OS2N-1 эксплуатировались главным образом в учебных частях. Последние из них были списаны в 1947 г.

Источник - airaces.ru